четверг, 15 декабря 2016 г.

Опасные коммунальные отходы — скрытая угроза

Опасные коммунальные отходы — скрытая угроза
Проблема опасных отходов, которые образуются в повседневной жизни граждан, таких как энергосберегающие лампочки, батарейки, градусники или даже автомобильные шины, кажется незаметной, но стоит достаточно остро. Нас каждый день окружают многие вещи, которые требуют к себе особого отношения после того, как отслужат свой срок.

В городском ритме жизни мы часто не задумываемся о том, что такая мелочь как одна батарейка или лампочка может представлять угрозу. «Мой вклад ничего не изменит», — может подумать каждый про себя, однако упуская от внимания деталь, что в аналогичной ситуации так думают миллионы человек!

А теперь представьте ситуацию по стране. В одном только Московском регионе скапливается практически 25% отходов всей страны и никому достоверно не известно, что в этих мусорных кучах может находиться. И не все отходы отправляются на официальные полигоны ТБО, срок эксплуатации которых, к слову, практически вышел, но и едут на свалки в лесных массивах, карьерах, оврагах, на промзонах или в сельхозпостройках. Не так давно была выявлена локальная экологическая катастрофа в подмосковных Электроуглях: в лесу была обнаружена свалка ртутных ламп, объем которой, по оценке Минприроды области, составил около 70 тысяч штук. Более ужасающий случай был выявлен в 2015 году, когда прямо в городе Челябинске на одном из пустырей среди ночи «мусороперерабатывающая» компания свалила более 18 тысяч осветительных приборов.

С автомобильными покрышками тоже ситуация обстоит достаточно остро. К примеру, по словам активистов, проводивших субботник в долине реки Сетуни, региональной особо охраняемой природной территории, с берегов вывезли грузовую машину шин. О похожей ситуации рассказывают и активисты, регулярно наводящие порядок на подмосковном озере Бисерово. Список можно продолжать дальше.

Вопрос: что же делать?

Предлагаю взглянуть на ситуацию объективно. Подчас можно услышать аргументы: «Ну, а что в этом сложного?», «Весь мир идет по пути цивилизованного обращения с отходами». Попробуем ответить на этот вопрос. Здесь нужно взглянуть на позицию всех участников процесса обращения с отходами: граждан, бизнеса и властей. Отмечу сразу, что ситуация представляет собой классическую модель «двухсторонней медали».

Позиция граждан

Общаясь с людьми, можно часто услышать следующие тезисы «Нет доступной инфраструктуры в шаговой доступности, ради одной батарейки нет смысла/времени/сил/желания ехать куда-то далеко», «Этим должны заниматься специальные службы/предприятия» или самые пессимистичные «У нас народ не тот» и «В нашей стране это невозможно».

Но можно услышать и слова поддержки и осознания, что тема важная и нужная, как говорится. Многие регулярно участвуют в экопросветительских акциях или «добираются» до пунктов, где можно сдать гаджеты, покрышки или лампочки.

К примеру, в Московской области в рамках проекта «ЭкоБокс» было собрано и правильно утилизировано более более 7,2 млн старых лампочек и 12,5 т использованных батареек, а проект «Шина-2016» только за минувшую осень собрал более 50 т шин.

Позиция бизнеса

Предприниматели, что естественно, исходят из позиции прибыльности для предприятия. По статистике Росприроднадзора, в стране функционирует более 400 предприятий, занимающихся переработкой отходов. Они сталкиваются с требованиями законодательства в сфере лицензирования видов деятельности по обращению с отходами и организации производственного процесса и, самое главное, с недостаточным объемом сырья для переработки и, следовательно, низкой стоимостью вторичного сырья.

Об этом в ходе «Прямой линии» говорил и Президент России Владимир Путин.

Отвечая на вопрос, посвященный переработке отходов, он отметил, что есть вариант, когда это вообще экономически нецелесообразно для частного бизнеса, потому что отдача будет слишком нескорой. В этом случае, по мнению президента, государство само должно построить такие заводы. Но это касается таких сложных отходов, как батарейки, промышленные отходы, телевизоры, холодильники и так далее.

Отмечу, что бизнес сам является производителем отходов, и, по закону, производитель должен либо самостоятельно организовать утилизацию своей продукции, утратившей потребительские свойства, либо платить утилизационный сбор в соответствующие фонды. Однако экономический кризис внес свои коррективы, и в настоящее время сей сбор имеет нулевую ставку. Да и эксперты выражают опасение, что, если доверить утилизацию производителю или импортеру, будет ли гарантия, что переработка произойдет не только на бумаге? В настоящее время даже вопрос сбора отдан под личную ответственность бизнеса, который реализует различные инициативы исключительно по собственному желанию — лишь у отдельных компаний есть программы приема техники на утилизацию, но кто-то даже проводит акции по приему батареек и энергосберегающих ламп. В стране наконец появилось предприятие по переработке батареек.

Что же в отношении государства в лице профильных ведомств?

Первое, что можно отметить, — это межведомственная разобщенность.

Решение данного вопроса возложено не только и не столько на Минприроды РФ, к которому направляются все запросы: «ну, когда же, когда же будет в стране переработка?», но почему-то от внимания ускользает, что отходы — это практически целиком и полностью тема ЖКХ, что относится к ведомству Минстроя, а от правильного обращения с отходами зависит санитарное благополучие населения, а это уже поле Роспотребнадзора.

Второе — это отсутствие статистики. Мы должны понимать, что в идеале государство ведет свою деятельность строго по установленному плану и принимаемые решения должны подкрепляться реальными цифрами. Здесь нужно большое исследование по количеству ввозимого товара — батареек, телефонов, бытовой техники; расчет срока эксплуатации продукции, прогноз объемов образования таких отходов на длительную перспективу. Хотя, казалось бы, всё просто.

И третье, наверное, самое главное. Сфера обращения с отходами крайне криминализирована, что тоже озвучивал президент. Здесь, кажется, дополнительных комментариев не требуется.

При этом в нашей стране сейчас ведется реформа обращения с отходами, идет обсуждение официального запрета на захоронение полезных компонентов, которые можно вернуть в экономику в виде полезных товаров. И да, кстати, в соответствии с законом об обращении драгметаллов, например, оргтехника должна сдаваться в специализированные предприятия на переработку, а за игнорирование данного факта можно попасть под административную ответственность. Региональные власти также проводят акции по приему опасных отходов, например, такие как московская городская акция «Разделяй и используй», в рамках которой можно сдать отслужившие батарейки.

Добавлю, что особую роль имеет экологическое просвещение и информационная поддержка со стороны СМИ, чтобы из общественного сознания искоренялись негативные стереотипы и люди не задавались вопросом: «А что, мне из-за одной батарейки/лампы надо куда-то ехать?», а понимали, что сначала можно подкопить немного, а потом уже сдать. Эти предметы места много не занимают и есть не просят. В конце концов, можно объединиться с родственниками, соседями, друзьями или коллегами и вместе собирать и отправлять опасные отходы на переработку, тем самым помогая природе, или возложить соответствующую обязанность на управляющую компанию и контролировать исполнение — как бы указанные предложения ни казались очевидными.

В итоге, что мы получаем на выходе?

Пока что опасные отходы от захоронения на свалках спасает личная позиция граждан, ответственность бизнеса и отдельные инициативы государственных органов. Это совершенно не значит, что всё плохо, но нам есть к чему стремиться. Фактически, первые шаги сделаны, а дорогу, как известно, осилит идущий.

Михаил ЗЕВАХИН.

50223

122790 558d7199bc774

b8d48c19223af52dbc04cc1e5620ccbb


1

Комментариев нет:

Отправить комментарий