среда, 2 ноября 2016 г.

Выставочный проект «Обнаженная натура в ЦДА»

Выставочный проект «Обнаженная натура в ЦДА»

Выставочный проект «Обнаженная натура в ЦДА»

     
14937471 1030123587086026 5840831457053890859 nС 12 по 28 октября 2016 года в Выставочном зале ЦДА (Москва, Гранатный переулок, д. 7, стр. 1) проходила совместная выставка Российской академии художеств и Союза московских архитекторов, на которой были представлены работы российских художников в разных стилях, но в одном жанре.
14700977 1030123707086014 2796785873207701377 o14753805 1030124080419310 7363211367002091505 o14883418 1030123737086011 6959821110744058655 o14889737 1030124437085941 4846754137165569627 o14889776 1030124377085947 3993499343281272479 o14902767 1030124133752638 7907751190824993862 o14902897 1030124127085972 7288532464174856287 o14902899 1030123710419347 3086851263264757992 o14917119 1030124370419281 1408920757721893825 o14937471 1030123587086026 5840831457053890859 nКак декларировали устроители: «Центральная тема выставки - тема женственности, чувственности и материнства. Вообще, изображения наготы встречаются во всех видах искусства. На данной площадке вы найдете для себя то, что научит вас воспринимать художественно и эстетически обнаженную человеческую натуру».

На церемонии открытия выставки один из ее организаторов, художник и архитектор Николай Иванович Шумаков сообщил: «Мастера, представленные на выставке - самые высокие профессионалы своего дела: академики и профессора. В связи с событиями на выставке в Центре братьев Люмьер, все работы мы просмотрели, парочку убрали и теперь уверены, что в них нет ничего недопустимого. Но обязательно ждем «Офицеров» и казаков с нагайками». Опасения организаторов оказались напрасными, казаков не дождались.

На IX Съезде Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», так же проходившем в ЦДА 18-19 октября 2016 года, Н.И. Шумаков был избран президентом САР. В своем выступлении на съезде он пригласил всех присутствовавших посетить выставку и отметил, что на открытии выставки было множество представителей СМИ, однако информация об этом событии так нигде и не появилась. По его мнению, это вызвано негласным запретом на освещение темы обнаженной натуры. Я решил ознакомиться с выставкой и понять, почему не было публикаций. Отмечу, что это довольно распространенная ситуация, когда о событии массово публикуется анонс, на открытие приезжает большое число журналистов, а потом появляется либо несколько строчек с чисто информационным сообщением о событии, либо пост-релиз, разосланный пресс-службой мероприятия. В интернете мне удалось найти одну заметку о выставке (на сайте СМА), один фоторепортаж и одно информационное сообщение.

Причем фоторепортаж довольно подробно освещал экспозицию, что явно противоречило версии о цензуре.
Теперь собственно впечатление о выставке. Сразу оговорюсь, что не имею искусствоведческого образования, поэтому мои впечатления, это впечатления рядового посетителя выставки - участника съезда архитекторов.

В списке участников выставки 32 фамилии, разделенные по следующим группам: Российская академия художеств, Приглашенные художники, Дипломные работы студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова, Мастерские Академии, Скульптура. Из этого списка видно, что выставка организовывалась как мероприятие своих для своих и, в принципе, была камерной, не рассчитанной на большой наплыв публики и компанию в СМИ.

Свои работы представили как маститые художники, так архитекторы и студенты, поэтому выставка получилась разнородной по технике, стилю, восприятию темы, профессиональному умению воплотить задуманное (фото 1).

Часто входя в выставочный зал, среди всех размещенных работ сразу обращаешь внимание на одну. В данном случае взгляд привлек фотоколлаж Константина Худякова «Рождение Венеры», выполненный в стиле многослойной фотопечати (фото 2). Может быть, это было вызвано тем, что фотокаллаж висел напротив входа в зал, имел большие габариты и резко контрастировал черным фоном на светлой стене, однако затем было крайне трудно оторваться от мастерски сделанного изображения. Сандро Боттичелли видел рождение Венеры несколько по иному, а К. Худяков выразил туже тему в стиле хай-тек, современно и колоритно. Если в эпоху Возрождения Венера рождалась из пены, то современная Венера рождается из голограммы. Эта работа хорошо будет смотреться в интерьерах элитного фитнес-клуба.


Мне, человеку воспитанному на соцреализме, ближе работы в классическом стиле. Я вообще считаю, что тот, кто не умеет хорошо рисовать, пытается оправдывать это ссылками на якобы современность стиля и называть свои опусы инсталляциями. Поэтому следующей я бы отметил картину Александра Толстикова «Русская Олимпия» (фото 3). Хотя, как мне кажется, картину можно было бы назвать и «Русская Маха обнаженная». Красота молодости передана традиционно и без пошлости, виден профессионализм художника.

Известнейший скульптор Зураб Церетели предоставил на выставку две небольшие живописные работы, выполненные с грузинским колоритом (фото 4). Левая картина вызывает ассоциации со строчками: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...», а правая - иллюстрирует физическое возмужание современных женщин по сравнению с древними греками. В данном случае, я считаю, что Зураб Константинович заслужил право демонстрировать собственное видение идеала женского тела.

Работа Михаила Горщунова уже демонстрировалась на выставках, так художник видит Адама и Еву (фото 5). Приведу один из отзывов на его творчество: «В своих метафизических видениях, изображающих чудищ и гибридные фантастические существа, сюрреалист Горшунов исходит из творчества Босха и Брейгеля. Его картины, иллюстрируют фантастический мир подсознания, где присутствуют жонглеры и клоуны, птицы и бабочки, причудливые здания и облака, надкусанные яблоки и овощи».

Тема Адама и Евы представлена и в камерной скульптуре (фото 6). Скульптура на выставке была представлена очень скромно, но ряд работ (фото 7 и 8) мне понравились ощущением чистоты, молодости и наивности.

Студенческая работа Ильи Ореховского (фото 9, левое) выполнена в манере похожей на манеру немецких художников эпохи Возрождения Лукаса Карнаха старшего (фото 9, среднее) и Альбрехта Дюрера (фото 9 правое). Хорошо, что студенты копируют манеру рисования великих художников, у которых есть чему поучиться. Изучение истории искусства никогда не будет лишним и позволит развить художественный вкус.

Сюжет картины Виктора Ляпкало «Подвиг» (фото 10) скорее подходит для дружеского шаржа или карикатуры. Тратить время и силы на написание картины маслом, с моей точки зрения, избыточно. Кроме того, возникает вопрос: «Где то место, где ее уместно повесить?».

Картина Ивана Лубенникова (фото 11) претендует на какие-то философские обобщения о месте личности в толпе, но манера выражения мысли не привела меня к желанию осмысления сюжета. Больше мне понравилась другая картина И. Лубенникова -«День» (фото 12), в ней в манере наивной живописи передана нега теплого летнего дня. Такую картину я бы с удовольствием повесил в своей квартире для создания позитивного настроения.

В целом выставка произвела на меня впечатление, хотя и неоднозначное, но достаточное для того, чтобы я потратил время на его текстовое выражение.

Радует то, что еще находятся люди, которые создают произведения искусства, и другие люди, которые безвозмездно тратят свое время и силы для того, чтобы все желающие могли приобщиться к прекрасному.


Комментариев нет:

Отправить комментарий