пятница, 4 марта 2016 г.

Русская Арктика

Русская Арктика

Ох! Начать, наверное, нужно с начала... В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог... Стоп, это не отсюда. Был скучный день воскресенья, я написал редактору слезную просьбу направить меня куда-нибудь в интересное место, так как от густого московского смога у меня уже кружилась голова. Игорь, то ли в шутку, то ли всерьез, предложил мне поехать освещать Поморскую экспедицию Федора Конюхова.
Я неожиданно для себя согласился, даже не уточнив, что и где. Далее было срочное оформление документов, бронь билетов и т.д. Нужно было торопиться, так как мероприятие было уже через пару дней. В понедельник поделился этим событием на основной работе, и мне еще надавали заданий в придачу. И понеслось.

Как я готовился к поездке в Поморье и Архангельск? Я посмотрел погоду, -4. Решил, что это не холодно особо, сравнив с нашей зимой. Ха! Наивный дурачок... Взял зимнюю шапку, кашемировый шарф, перчатки кожаные и любимый зимний армячок (куртка с меховым воротом). Когда входил в аэропорт, в спешке оставил пакет с шапкой, перчатками и шарфом в машине. Пропажу заметил только по прилету в Архангельск.

Перелет занял ровно два часа и обошелся редакции в рекордные 6 тысяч рублей туда и обратно. Что не может не радовать, так как это делает направление доступным для внутрироссийского туризма. Выйдя из аэропорта в Архангельске, я адски задубел. Спасло меня очень близкое расположение автобусной обстановки. Проехав около получаса, автобус привез на конечную — Морской вокзал, который, к слову, изображен на купюре достоинством 500 рублей. Первым делом я забежал в большой торговый центр прямо напротив остановки и обзавелся шапкой, шарфом и милыми варежками домашней вязки с поморским узором. Забегая вперед, скажу, что варежки стали для меня очень полезным сувениром, так как у моих коллег в перчатках руки все же мерзли. Местные жители во время покупки давали разные советы и наставления. Их дружелюбие и забота меня просто поразили. В Центральной России давно не встретишь такого отношения к незнакомцам.

После покупки я был вынужден обратиться в местное отделение Сбербанка, так как моя карта перестала принимать пин и я остался практически без денег за 1200 км от дома. Зайдя в первое попавшееся отделение, я взял талончик и стал ждать традиционного для сбера хамского отношения и волокиты. Но на удивление все было очень быстро и крайне вежливо. Не было знаменитого снисхождения небожителя к навязчивому просителю. Мой вопрос рассматривала и очень профессионально решила девушка с прекрасной фамилией Жейда. Огромное ей спасибо, она спасла меня))). Получив наконец на руки свои командировочные, я отправился обратно к морскому/речному вокзалу в поисках автобуса 110, чтобы доехать до аэропорта малой авиации — Васьково. Автобус нашелся не сразу, но это меня особо не печалило, так как в запасе было еще время. Поездка заняла 30 минут. Дороги, конечно, там, видимо, оставленные после Второй мировой, так в порядок никто и не привел. Старенький ПАЗик взлетал и приземлялся, шумел, гудел и тарахтел, и вот-вот готов был развалиться на ходу.

Увидев здание аэропорта, я был удивлен. В городе Калуге, в котором я прожил много лет, городской рынок имел точно такую же архитектуру. Ну то есть один в один! Ну прям реально близняшка! Фотографировать, к сожалению, там уже нельзя... сказали, что оборонный объект (подтвердили это штольни воздуховодов от бункера под зданием). В здании нас никто не ждал. Хотя, как позже мне объяснили, это так называемый «ефрейторский зазор», когда всех просят собраться пораньше, чтобы точно никто не опоздал. В зоне ожидания я встретил миловидную девушку, которая оказалась журналистом местной газеты. Как человек знающий, она немного ввела в курс дела и познакомила с остальными ожидающими вылета в Поморье. Она так аппетитно ела булочку, что и мне захотелось перекусить, и я посетил местное кафе в аэропорту. Это была моя самая большая ошибка в этой поездке (не считая забытых в Москве вещей). Далее мы прошли контроль. Пару слов об этом. Вещи особо не смотрели, а вот к паспортам были внимательны. Сотрудник полиции пояснил, что это необходимо, так как мы можем оказаться преступниками, которые таким образом захотят спрятаться в далеких, таежных далях. Далее был трансфер до самолета. Это был кусок троллейбуса, это не метафора, дорогие мои, это реально кусок троллейбуса. За 5 минут пути меня в нем укачало. Увидя то, на чем нам лететь, я чуть не обмер. Это был планерный самолетик Ан-2 1949 года выпуска. И внутри он сохранил все свои «прелести». Это, наверное, был бы великолепный экспонат для коллекционера самолетов, так как там даже сохранились лыжи того периода на стене. Не успели мы взлететь, а меня уже начало мутить, да так, что я даже смотреть не мог. Я честно не могу сказать, сколько мы летели, для меня каждая минута за год шла. Во время посадки я все же не сдержался и оголил свой желудок. Когда наконец я вышел из аэроплана под ненавидящие взгляды пилотов, авиатехников (которым еще после меня чистить салон) и коллег, с которыми летели и с которыми еще освещать мероприятие, я просто сгорал от стыда. Я думал, что все, я все запорол и о нашем журнале будут судить по такому дурачку, как я. Ужас! Особо опомниться мне не дали, усадили в сани за снегоходом и повезли всех в экоотель для отдыха, так как мероприятие назначено на следующий день.

Когда я туда ехал, то был уверен, что я еду освещать пресс-коференцию известного путешественника Федора Конюхова. Основываясь на этом, я надел один из лучших своих костюмов. Он оказался бесполезен в тундре с арктическим ветром. Видимо, местные жители были правы — я тот еще дурачок...

Заселившись в номер, который делил с коллегами из архангельской телекомпании, быстренько привел себя в порядок и уже готовился поспать, хоть и было рано. Но я очень устал, ибо путь мой начался за день до этого в 200 км от Москвы и к прилету я был как выжатый лимон. Но нам объявили, что Конюхов прибыл сегодня вечером, то есть раньше срока, и через час поедет на встречу с местными жителями — поморами. Очень хотелось отдохнуть, но долг журналиста не позволил. Я собрал остатки сил в кулак и поехал. И не пожалел. Вы бы видели глаза этих детей! Они такие живые и умные, совсем не характерно для сельской школы. Федор Филиппович рассказывал о своих путешествиях и планах, дети задавали вопросы и дарили рисунки. Запомнился один из детских вопросов, который имел интонацию утверждения: «Скажите, а вам нравится быть в окружении людей?..» Федор Филиппович задумался и ответил, что он не против компании, но не стремится специально к особому вниманию. Далее всех посадили на снегоходы и повезли обратно в экоотель.

Сразу скажу, что экоотель потрясающий и заслуживает отдельной статьи, которая, с позволения редакции, будет представлена чуть позже. В экоотеле нам предложили ужин, от которого мне по понятным причинам пришлось отказаться. Но клюквенный морс был волшебным! Руководство экооотеля проявило ко мне высшую степень сострадания и оперативно выделило комплект по-настоящему теплой и подходящей по погоде одежды. Выражаю им огромную благодарность. А также отдельное спасибо авиатехнику Федору за теплые шерстяные носки ручной вязки, которые он мне презентовал (о нем подробнее расскажу в статье об экоотеле и Поморье).

Проснувшись утром следующего дня и приведя себя окончательно в порядок, я вышел на улицу. Дорогие мои господа! Воздух!!!!!! Ах! Было такое ощущение, что я вздохнул в первый раз в жизни. Воздух свеж. Нет, правильно будет сказать, что он сказочно свеж. Это не передать словами! Легкие от каждой молекулы воздуха получали множественный оргазм. Тело буквально преображалось, вбирало энергию Вселенной. Это дзен, это буддистское просветление, это ощущение православной святости. Учитывая полет на пыточной машине, я старался не есть все время, что там находился. И ни разу не испытал чувства голода. Это не миф, воздухом можно питаться! По крайней мере таким.

После завтрака мы поехали на Конюхову губу и ненадолго останавливались у охотничьего домика в тайге, супротив которого была маленькая часовенка. Так как Федор Филиппович имеет сан священника РПЦ, он остановился совершить молитву. Потом архангельские коллеги брали у него интервью, а я остался изучать состав нашей группы, в которую неожиданно входили представители северного спецназа, которые испытывали наши что ни на есть отечественные снегоходы. По их заверение, наша новая разработка ничем не уступает западным аналогам. Далее мы двинулись на крайний берег Белого моря, где произвели установку памятного креста. После установки Федор Конюхов прочитал молитву и мы — журналисты получили возможность сфотографировать всех членов экспедиции. Хоть и было заявлено, что она на собаках, лично я их не увидел, по крайней мере на этом отрезке пути, только снегоходы. Перед вылетом местных детишек катали на собачьих упряжках по берегу, но я не пошел на это смотреть, так как мне нужно было морально подготовиться к факту того, что мне придется опять сесть в этот филиал ада под названием Ан-2.

Вернувшись в Архангельск, я сразу же заселился в отель, так как вылет в Москву был только на следующий день. Отель был омерзительно ужасен, но я заснул, как только прилег на кровать. В ушах все еще стоял шум двигателя планерного самолетика, впереди еще предстоял вылет в Москву, но все это уже совершенно не интересно...

SAM 1580

SAM 1588

SAM 1589

SAM 1591

SAM 1592

SAM 1593

SAM 1600

SAM 1602

SAM 1604

SAM 1605

SAM 1606


Ярослав ХАБАРОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий